Масло для АКПП (ATF) представляет собой жидкость на синтетической или минеральной основе. Можно сказать, что это больше гидравлическая жидкость, а не масло. Масла для АКПП отличаются от масел МКПП, в первую очередь тем, что к ним применяются более высокие требования. Они лучше отводят тепло, у них выше индекс вязкости и лучше сопротивляемость пенообразованию. АКПП масла не просто выполняют функции защиты деталей, они являются своеобразным передатчиком энергии в системе трансмиссии.
ATF жидкости впервые появились в 40х годах ХХ века, когда были созданы первые автоматические трансмиссии. Уже в те времена концерн General Motors предлагал своим клиентам, за дополнительную плату установить автоматическую трансмиссию. Чуть позже GM разработали свою первую спецификацию (ATF Type-A) на жидкости для автоматических трансмиссий. Конкуренции у GM не было, поэтому они быстро захватили рынок, а спецификации General Motors мгновенно стали международными стандартами жидкостей для АКПП. В последующие годы GM продолжали выпускать все новые и новые спецификации, которые становились более требовательными и более строгими. В те времена компания Ford еще не занималась разработкой своих собственных спецификация и использовали стандарт ATF Type-A. Но уже в 1959 году Ford разработали свою собственную спецификацию M2C33-B
Таблица 1. Развитие спецификаций АКПП жидкостей
Компания General Motors | Компания Ford | ||
Год введения | Наименование спецификации | Год введения | Наименование спецификации |
1949 | Type A | 1959 | M2C33 - B |
1957 | Type A Suffix A (ATF TASA) | 1961 | M2C33 - D |
1967 | Dexron В | 1967 | M2C33 - F (Type - F) |
1973 | Dexron II C | 1972 | SQM -2C9007A, M2C33 - G (Type - G) |
1981 | Dexron II D | 1975 | SQM -2C9010A, M2C33 - G (Type - CJ) |
1991 | Dexron II E | 1987 | EAPM - 2C166 - H (Type - H) |
1994 | Dexron I II | 1987 | Mercon (дополнена в 1993) |
1999 | Dexron IV | 1998 | Mercon V |
В наши дни, также существуют спецификации таких производителей как Toyota, Chrysler, Hyundai, Mitsubishi.
Сегодня на рынке можно найти много всевозможных жидкостей для коробок передач от разных производителей. Все они отличаются характеристиками, качеством, ценой. Довольно сложно подобрать в таком разнообразии не просто хорошее масло, а наиболее подходящее для АКПП именно вашей марки автомобиля.
Поэтому, при выборе жидкости для АКПП, необходимо иметь в сведении несколько вещей :
Сегодня многие автопроизводители имеют собственные спецификации для ATF масел, благодаря которым производители масел могут создавать специальные жидкости для конкретной марки автомобиля. Такие масла обычно продаются под брендами автомобилей для которых они сделаны и называются "оригинальные масла". К примеру :
Honda - Z1 и DW-1
Оригинальное масло Honda ATF DW-1
Nissan - Matic S, D, J и Matic K
Оригинальное масло Nissan Matic S
Subaru - ATF HP
Оригинальное масло Subaru ATF HP
Также ведущие производители масел, разрабатывают жидкости по спецификациям автопроизводителей специально для определенных марок:
Масло Castrol, разработаное специально для трансмиссий General Motors:
Для того, что бы ваша трансмиссия служила вам долго и исправно, нужно в первую очередь следить за уровнем жидкости. Низкий уровень масла может привести к печальным последствиям, начиная от сгорания дисков фрикционов и заканчивая поломкой всей трансмиссии. Срок эксплуатации масла для автоматических трансмиссий зависит от многих факторов : условия езды, пробег, возраста автомобиля. Рекомендуется, при замене масла проверять состояние трансмиссии. Если трансмиссионная жидкость имеет черный цвет и горелый запах, это может говорить о проблемах в трансмиссии.
«Некоторые автомобили по инструкции с эксплуатации вообще не нуждаются в замене масла но, не смотря на это, всегда проверяйте уровень масла»
Стоит упомянуть также и вариаторные коробки передач. Вариатор это бесступенчатая коробка передач. Принцип работы вариатора был изобретен Леонардо Да Винчи еще в пятнадцатом столетии. Впервые вариаторная коробка переключения передач была поставлена на серийный автомобиль в середине ХХ века. В те времена она устанавливалась очень редко и срок ее работы был небольшой. Широкое применение она нашла только в наши дни, когда инженеры довели ее устройство практически до совершенства.
Сегодня применяются три основных типа вариаторных коробок передач :